Финансовый план |
Раздел «Финансовый план» бизнес-плана требует разработки сразу нескольких документов. Это:
Прогноз объемов реализации призван дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать с выпускаемой продукцией. Обычно составляется на 3 года вперед, причем для первого года данные приводятся помесячно или поквартально, а последующие годы – в квартальной либо годовой разбивке. Здесь имеется ввиду, что для начального периода уже точно известны будущие покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о предстоящих продажах. Объем реализации на второй и последующие годы составляется на основе собственного прогноза. Таблица доходов и затрат – это документ с довольно простой структурой. Этот документ показывает как будет формироваться и изменяться прибыль. В него входит следующая информация:
Расчет денежных расходов и поступлений - документ, позволяющий оценить во временном разрезе, сколько денег и на каком этапе потребуется. Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств и тем самым подтвердить будущую ликвидность предприятия, то есть постоянное наличие на банковском счете денежных сумм, достаточных для расчета по обязательствам предприятия при реализации данного проекта. Отсюда, в свою очередь, вытекает важная информация для определения общей стоимости проекта. Действительно, если сбыт продукции будет связан с длительным омертвлением средств в расчетах с покупателем, то есть в дебиторской задолженности, то для поддержания ликвидности придется первое время делать регулярные дополнительные денежные “впрыскивания”, сумма которых увеличивает потребность в инвестициях и кредитах. Приходится признать, что проблемы с ликвидностью - серьезнейшая причина коммерческих неудач многих предпринимателей. Структура прогнозируемого баланса активов и пассивов соответствует структуре общепринятого отчетного баланса предприятия. И, наконец, в этом разделе бизнес-плана предстоит произвести расчет условий достижения безубыточности проекта. Для этого необходимо воспользоваться формулами порога рентабельности и критического (порогового) значения объема производства. На основе этих формул рассчитывается необходимая для достижения безубыточности сумма выручки от реализации и соответствующее этой сумме количество произведенных товаров (обслуженных клиентов). Продажа сверх порогового значения будет прибыльной, пока не проявит себя действие закона убывающей предельной полезности. После этого составляется заключительная часть бизнес-плана - “Стратегия финансирования”, где излагается план получения средств для создания и развития предприятия:
|